История антивоеной активистки, которой из Пскова пришлось уехать в Германию


"К тебе прийти могут в любой момент, повод не нужен". История активистки из Пскова, которая уехала в Германию

Север.Реалии

Катерина Новикова из Пскова – библиотекарь и одинокая мать двоих детей – в начале 2023 года выехала в Германию. Говорит, псковские силовики буквально выдавили ее за границу после множества обысков и задержаний. Об этом пишут Север.Реалии.

Пикеты и задержания

Родилась Катерина Новикова в райцентре Новосокольники в Псковской области, в 2002 году переехала в Псков. Училась в областном колледже искусств и в пединституте. Вышла замуж, родила двоих детей, развелась. Работала сначала в театре, потом в библиотеках. Своей квартиры в Пскове у нее не было – они с детьми жили в комнате в ведомственном общежитии.

24 февраля 2022 года Катерина со своим знакомым вышли на пикет. "В три часа дня мы собрались и вышли, нас не задержали. Нас задержали вечером, – рассказывает Катерина про псковских политактивистов и журналистов, которые тогда еще были в городе. – Потом нас задержали еще разочек, потом я выходила еще в пару одиночных пикетов, где меня задерживали. Потом пятого марта произошло задержание и уложение "мордой в пол" "Псковской губернии" и псковского "Яблока" (поводом был донос некой жительницы Пскова, которую якобы призывали на антивоенные акции от имени газеты – СР). Шестого утром меня вывезли из дома и задержали на три часа, из-за чего я опоздала на работу. 18 марта у нас был обыск по десяти адресам (по уголовному делу о клевете на псковского губернатора – СР). Потом у меня случилась истерика из-за псковской журналистки Светланы Прокопьевой, мы с ней встречались в воскресенье, а во вторник я читаю новости – она перешла границу, я рыдала на работе. Меня это подкосило".

После выходов в одиночные пикеты и задержаний Катерине предложили уволиться из библиотеки по собственному желанию. "Я сказала, что делать этого не буду. Начали давить сверху, из городского комитета по культуре звонили нашей Большаковой, это директор Централизованной библиотечной системы, она звонила уже моему директору, а моя директриса мне. Я сказала: "Попробуйте увольте", и они, в принципе, через месяц от меня отстали", – вспоминает она.

"Была история борьбы – мы должны дойти, доделать"

К апрелю 2022 года из некогда большого активистского сообщества в Пскове остались всего пара-тройка человек, в основном "яблочники" во главе со Львом Шлосбергом.

"Было немного проще от того, что после первого обыска мы суды проходили, пытались доказывать, пытались что-то возвращать [из забранного при обыске], что-то делать. Не было надежды, но была вот эта история борьбы – мы должны дойти, доделать, даже если ничего не вернут", – вспоминает Катя.

Летом началась предвыборная кампания, у "Яблока" снимали всех кандидатов. Екатерина входила в территориальную избирательную комиссию. "19 сентября подвели итоги выборов, и через две недели, пятого октября, опять пришли с обыском. И вот тут меня накрыло", – рассказывает она.

В этот день волна обысков у наблюдателей движения "Голос" прошла по всей России.

Постановление об обыске, которое предъявили Новиковой, было выдано судом города Иваново, а поводом стало уголовное дело о повторной дискредитации российской армии "в отношении Гусева М.А.". В телеграм-канале он, по версии следствия, оставил запись, "содержащую негативную оценку Вооруженных сил Российской федерации, одновременно приписывая им совершение насильственных действий в отношении мирных жителей Украины". Почему по ивановскому уголовному делу обыск надо проводить в Пскове, судебное постановление не поясняет.

"Я читала бумажки, и вот тут меня начало колотить. Пришло осознание, что к тебе прийти могут в любой момент, вообще в любой момент, и им повод не нужен", – говорит Новикова.

"Катя как предатель родины уехала, с "иностранным агентом" сбежала"

Когда друзья предложили Катерине подать документы на эмиграцию, она согласилась. О своих планах никому не говорила, до последнего дня ходила на допросы и опросы в полицию. В библиотеке просто сказала, что увольняется, и честно отработала две недели. Не говорила даже семье – у Кати есть мама и две сестры.

"Когда они узнали, что я уехала, мама и младшая сестра позвонили старшей: "А что же ты не рассказала, что у нас Катя как предатель родины уехала, с "иностранным агентом" сбежала?" – смеется Новикова.

Иностранный агент – это Илья Пигалкин, региональный координатор движения "Голос" в Иваново. Они познакомились в 2021 году, а в 2022-м Илья как раз гостил у Кати, когда 18 марта к ней пришли с обыском. У него тогда тоже забрали телефон – за компанию.

На момент отъезда Илья "иноагентом" уже не был: он сумел через суд снять с себя этот статус в мае 2022-го, доказав отсутствие иностранного финансирования. С тех пор закон поменяли, искать переводы из-за границы Минюсту больше не нужно.

"Я очень хотела бы вернуться, но пока не понимаю как"

Первого марта 2023 года Илья Пигалкин и Катерина Новикова с детьми и четырьмя чемоданами перешли пешком границу в Эстонии, добрались до Таллинна и улетели в Нюрнберг, где Германия предоставила им убежище. Там их уже ждало общежитие – небольшая квартира-студия с собственной ванной и мини-кухней, "которой у меня не было в моей общаге", говорит Катерина. Каждому выдали набор необходимых вещей. На поездку семья потратила все сбережения.

Уже после переезда Новиковы узнали, что сын Катерины Егор победил в региональном туре Всероссийской олимпиады по немецкому языку. Варя тоже в школе учила немецкий – это помогло в адаптации. Катерина с Ильей посещают интеграционные курсы и пока не работают, но продолжают по мере возможности заниматься активизмом в России.

"Эту выборную кампанию я точно так же консультировала по наблюдению, только удаленно, – поясняет женщина. – Три дня мы просидели на телефоне. Я помогала распределять наблюдателей, консультировала их о том, что писать, как отвечать, то есть всю ту же самую работу, которую я могла делать в Пскове, я делала здесь".

Возвращаться в Россию Катерина не собирается, по крайней мере в ближайшее время. "Понятно, что 2024 год ничего не изменит, – уверена она. – Я думаю, что-то может поменяться в ближайшие пять-семь лет, и это при хорошем раскладе. Боюсь, что, может быть, и больше надо. Поэтому я очень хотела бы вернуться, но пока не понимаю как. За эти пять-семь лет жизнь наладится уже здесь. Глупо не жить, а сидеть и ждать".

Материал полностью можно прочитать на сайте Север.Реалии.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Цель и задачи акции "Полдень против Путина" 17 марта 2024 года

Известные политзаключенные России